В Одесской области сопредседатель фракции Оппозиционного блока в парламенте Александр Вилкул встретился с портовиками.
Вилкул отметил:
– У нас есть порты, выгодное географическое положение между Европой и Азией. Но за последние четыре года Украину почти уничтожили как крупный логистический узел. Причина тому – неэффективность власти, коррупция и война. Необходимо исправлять ситуацию. По оценкам экспертов, только на транзитном и логистическом потенциале мы способны получать до 20% ВВП, а сейчас получаем от силы 3-4%.
Он отметил, что еще одной причиной падения объемов внешней торговли, а соответственно и объемов перевалки грузов через отечественные порты, является скоропалительное подписание экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС, которая в нынешней форме не защищает интересы отечественных товаропроизводителей, а также потеря традиционных рынков сбыта.
– Порты Украины в сложной ситуации – грузооборот и инвестиции падают, развития нет. По сравнению с 2014, в 2017 в Индексе эффективности логистики (Logistics Performance Index – LPI проводится Всемирным банком) наша страна упала на 61 позицию из 160 стран (с 19 на 80 место). Наши ближайшие соседи - Намибия (79 место) и Буркина-Фасо (81 место), – отметил Вилкул.
Падение объемов перевалки привело также к возникновению миллионной задолженности по зарплате перед работниками портов. В частности, долг перед работниками государственного предприятия «Ренийский морской порт» составляет до 3 млн грн, и чтобы расплатиться с портовиками, планируется продать два портовых крана.
Вилкул подчеркнул, что увеличить грузооборот портов можно за счет привлечения транзита и уничтожения бюрократических сложностей.
– Международная логистика требует прозрачности, поэтому транзитеры теряют интерес к нашей стране. Потоки грузов пошли через Беларусь, Румынию и другие страны, которые в результате зарабатывают миллиарды. Также необходимо сбалансировать стоимость портовых сборов, которые в наших портах одни из самых высоких в мире и в частности в Черноморском бассейне. В результате многие компании предпочитают вести свои грузы в порты Болгарии, Румынии или России, где портовые сборы более низкие и прозрачные. И хотя в этом году сборы в портах были снижены на 20%, это не коснулось дунайских портов.
Работники порта рассказали, что румынские порты, в том числе Констанца и Галаце (находится в 5 милях вверх по реке Дунай от украинского порта Рени), обошли комплекс портов Одесской области.
– К примеру, наш Ренийский порт: в девяностые мы обрабатывали 5-8 млн тонн грузов, сегодня, в лучшем случае – 1-1,2 млн тонн.
По словам работников, критическая ситуация складывается из-за отсутствия прямого железнодорожного сообщения между Рени и украинскими железнодорожными узлами. Решение проблемы они видят в обеспечении Ренийского порта украинской железной дорогой.
– Существующие железнодорожные пути идут через Приднестровье и Молдову. Грузовладельцы в связи с отсутствием украинской железной дороги в порт Рени теряют 4-7 долларов на тонне груза! Это приводит к тому, что наш порт неконкурентоспособен для украинских экспортных грузов, - отметили портовики.
– Развитие инфраструктуры – портовой, железнодорожной, автомобильной и авиационной – это наши приоритеты после победы на выборах, – подчеркнул Вилкул.
№ 15 від 17 квітня 2024
Читати номер